Закрыть
ГК «Рязаньпроект» стала лауреатом XI Всероссийского конкурса на лучшую проектную, изыскательскую организацию за 2014 год.

Проектирование в историческом центре Рязани – хирургия высокого класса

Участники круглого стола рассказали рязанцам, как хороший проект позволит сэкономить деньги при строительстве.

Как планируется строительство в нашем городе? Кто проектирует Рязань будущего уже сегодня? На эти и другие вопросы в минувшие выходные ответили участники круглого стола «Комсомольская правда» на «Девятом»: директор ЗАО « Институт «Рязаньпроект» Сергей Виноградов, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Рязанской области, председатель правления Рязанской организации Союза архитекторов России Вячеслав Макаров и директор проектной организации ООО «Медиапроект» Владимир Соловьев. Ведущий – Николай Мальцев.

Н. Мальцев:

— Некоторые считают, что проектная организация лишняя в строительной цепочке. Так ли это на самом деле? Если нет, то почему?

В. Макаров:

— Так могут рассуждать только далекие от строительства люди. Проект нужен при любом строительстве. Смысл проекта — правильно расходовать денежные средства на строительство, грамотно всё рассчитать. Проект нужен для любого объекта, для всех случаев, когда мы ведем разговор о новостройке, реконструкции, либо капитальном ремонте.

С. Виноградов:

— Полностью согласен, но, к сожалению, даже те, кто заняты в строительном бизнесе, не до конца понимают значимость проектной документации. Очень многие считают, что инженерные изыскания перед проектом ( геологию, к примеру) вообще делать не надо, так как примерно известно где какой грунт и какие фундаменты надо делать. Это может привести к негативным последствиям: во-первых здание, запроектированное на основе подобных доводов может оказаться неустойчивым; во-вторых, (что чаще всего и происходит) недостаточность сведений по инженерным изысканиям вынуждает проектную организацию перезакладываться по прочности в несколько раз, что приводит к необоснованным затратам при строительстве.

В. Макаров:

— Чем сложнее объект, тем подробнее должен быть проект. В этом случае можно сэкономить на отсутствии в дальнейшем всевозможных переделок на строительной площадке. Стоимость проекта - это несколько процентов от стоимости строительства. Только в цивилизованных странах серьезно относятся к проектам, будь то проект строительный или проект самолета.

Н. Мальцев:

— Обрушение аквапарка в Москве. Возможно, здесь пытались сэкономить на проектировании?

В. Макаров:

— Были неправильные проектные решения, были претензии к содержанию проекта. А при нестандартных (индивидуальных) конструкциях, таких как московский аквапарк, к проекту должно быть особое отношение. Иногда может разрушиться колонна, а все здание устоит, а когда есть серии нарушений, ничего хорошего ждать не приходится. Вот здание и разрушилось в одно мгновение.

В. Соловьев:

— Считать, что проект не нужен, могут только непрофессионалы. А те, кто занимаются строительством серьезно и достаточно долго, понимают, что проект необходим. Проектная организация помогает застройщику сориентироваться и сэкономить деньги.

Н. Мальцев:

— А существуют ли какие-то особенности в планировке исторического центра Рязани и как они отражаются в проектировании новых сооружений?

В. Макаров: 

 — Проектирование в историческом центре – это хирургия высокого класса, поскольку нужно учитывать большое количество ограничивающих факторов. К сожалению, нужно отметить, что в последнее время сложилась неблагоприятная ситуация с градостроительной документацией, с комплексной проработкой. Новое законодательство требует, чтобы эти документы обнародовались, проводились публичные слушания. И это очень хорошо. Всё ведь в итоге делается для населения, и рязанцы должны видеть, где и что конкретно возводится. Особенно на участках с исторической застройкой. Она прежде всего базируется на особенностях охраны культурного наследия, на особенностях увязки новых решений со сложившейся средой.

Н. Мальцев:

— Был ли у Ваших организаций опыт проектирования зданий в историческом центре города?

В. Соловьев:

— Да.

Н. Мальцев:

— С какими трудностями пришлось столкнуться?

В. Соловьев:

— Заказчики хотят поднять высотность зданий, разместить больше площадей. Мы вынуждены увеличивать этажность на полтора этажа в глубину, то есть проектировать подземные этажи.

В. Макаров:

— В центре города высота зданий ограничивается пятнадцатью метрами, в некоторых местах десятью. Инвестор хочет увеличить этажность. Где-то это можно сделать, а где-то нельзя.

Н. Мальцев:

— Работают ли ваши организации в рамках каких-либо национальных проектов?

В. Соловьев:

— Мы делали проекты спортивных сооружений. В настоящее время уже закончено строительство завода в Шатуре по производству искусственных футбольных покрытий. В Химках построен стадион по нашему проекту.

С. Виноградов:

— В рамках национального проекта «социальная защита инвалидов» нашей организацией было разработано три проекта в Рязани, Ярославле и Смоленске. Участвуем также в разработке проектов по водоснабжению и газификации деревень, поселков. В прошлом году завершили проект инженерной защиты р.п. Шилово от подтопления в период паводка.

Н. Мальцев:

— Известно, что ЗАО «Рязаньпроект» занимается радиационным обследованием территорий. Если не секрет, какие районы Рязани наиболее неблагополучны по этому показателю?

С. Виноградов:

— Рязань считается городом, незагрязненным в результате аварии на Чернобыльской АЭС, но в области все же есть 320 населенных пунктов, которые подверглись загрязнению. На данный момент мониторинг показывает, что даже в этих населенных пунктах существенных превышений по радиактивному фону нет, но есть другая проблема – это выделяющийся из земли радиоактивный газ радон. В тех местах, где его концентрация высока требуется разработка радонозащитных мероприятий, так как скопление этого газа (обычно это бывает в первых этажах и подвалах) небезопасно для здоровья человека. Кстати, радонозащитные мероприятия можно проводить и в уже построенных объектах, но стоит это уже гораздо дороже!

Н. Мальцев:

— Покупатель квартиры в новостройке может потребовать от застройщика материалы радиологической экспертизы?

В. Макаров:

— Ему обязаны их предоставить.

Н. Мальцев:

— Теперь к вопросам о дорогах: может ли правильное проектирование автомобильных дорог повлиять на их качество и долговечность?

В. Макаров:

— Автомобилизация в нашем городе растет очень быстрыми темпами. Дороги не успевают развиваться так быстро. Иногда транспортные коридоры закрываются строительными объектами. Это недопустимо. Надеюсь, что серьезные выводы будут сделаны. Весь наш проектный цех и мы, как архитектурный орган области в целом будем этому содействовать.

В. Соловьев:

— Проектирование дорог скажется, безусловно, на их качестве. В настоящее время мы закончили проект завода в Рязани по производству геотекстильных материалов. Это производство полипропиленовых сеток, которые улучшают качество дорожного покрытия, делают его более долговечным. Раньше такие материалы в Рязань завозились. А это достаточно дорого. Теперь в нашем городе появится свой завод. Значит, у рязанских дорог есть шанс стать лучше.

С. Виноградов:

— Мы уже рассчитали, что применение геотекстильных материалов позволить существенно сэкономить на эксплуатационных затратах в будущем, но за счет увеличения стоимости строительства по отношению к стандартным технологиям пока подобные инновации в области не приживаются.

В. Макаров:

— Дорога – это не только дорожное покрытие. Под дорогой проходит большое количество инженерных коммуникаций: водопровод, теплотрассы, всевозможные кабели. Дорогу часто приходится вскрывать при ремонте коммуникаций, а затем каждый раз ремонтировать. Нужны специальные коридоры для сетей. Водопровод и теплотрасса должны проходить за пределами дороги. Это очень серьезный вопрос экономии бюджетных средств.

Н. Мальцев:

— Учитывается ли при проектировании кварталов в новых микрорайонах города все возрастающая загруженность рязанских улиц автомобилями?

С. Виноградов:

— Это должно приниматься во внимание. Но зачастую не учитывается.

Н. Мальцев:

— Как скоро в нашем городе появятся транспортные эстакады?

В. Макаров:

— В районе Московского шоссе и Приокского ведется серьезная реконструкция путепровода. Строится новая развязка в двух уровнях в районе Северной окружной дороги и Борок. В этом году строительство продолжится. Затраты большие, поэтому говорить о сроках трудно.

Н. Мальцев:

— В каком порядке происходит предоставление земельных участков под строительство? Возможно ли использование тех территорий, на которых находятся парки и скверы?

В. Соловьев:

— Парки и скверы нужно передать в собственность, к примеру, дирекции по благоустройству города, чтобы официально были установлены границы этих территорий.

В. Макаров:

— Ситуация с парками в Рязани обострилась настолько, что многие парки сегодня предусмотрены под частичную застройку. Раньше это были единичные случаи. Теперь это массовая проблема. Для того чтобы сохранить парковые зоны их границы должны быть четко установлены. На данный момент списки всех зеленых зон утверждены, но в этих списках нет ни схем, ни границ, ни даже указания площадей : гектар это или квадратный метр.

Н. Мальцев:

— До сих пор мы говорили о проектировании в масштабах города или района, а как проектные организации могут помочь частным заказчикам. Если, например, человек решил построить дом или обустроить территорию вокруг него?

В. Макаров:

— Проектные организации у нас разные. Мало помочь заказчику сориентироваться, нужно еще взять на себя вопросы согласования документации, сбора исходных данных, хождений по инстанциям.

В. Соловьев:

— Сейчас эти функции брать на себя еще тяжелее, чем раньше. Кроме профессиональных технических вопросов, возникает много вопросов юридических.

С. Виноградов:

— Есть тонкости, в которых заказчик без нашей помощи не разберется. И не смотря на возникающие трудности ЗАО «Институт «Рязаньпроект» оказывает услуги по сбору исходно разрешительной документации и согласованию проектных решений. Кроме того, в рамках проекта разрабатывается технико-экономическое обоснование. По нему, еще до того, как проект разработан, Заказчик может целиком составить свой реальный бизнес-план.

В. Соловьев:

— Это особенно важно, если заказчик берет кредит.

Н. Мальцев:

— А если человек решил открыть свой бизнес, поставить, например, на улице свой киоск, мини магазин. Могли бы вы ему помочь выбрать место, или помочь согласовать документацию?

С. Виноградов:

— По большей части места распределяет администрация города. Мы же готовим заказчику документы: эскизный проект, схему размещения объекта, в зависимости от того, где этот объект будет находится. Заказчик обращается в администрацию города с просьбой о рассмотрении его заявки. В случае положительного решения, мы готовим всю необходимую документацию, согласовываем ее и выдаем заказчику разрешение.

Н. Мальцев:

— Сколько времени уходит на согласование документации по размещению киоска или гаража? Насколько быстрее это сделать через ваши организации?

С. Виноградов:

— Это могут быть месяцы. С 1 июля действует новое положение о временных сооружениях в городе Рязани. Опять поменялся порядок. Тяжело сказать, сколько времени теперь будет занимать оформление документов. Но мы сможем сократить продолжительность согласования документации примерно в 2 раза за счет того, что все работы выполняются в одном месте.

В. Макаров:

— Для сокращения сроков согласования документов должна действовать система «одного окна». О ней много говорится. Но мало регионов, где эта система действует. Смысл ее заключается в том, что заявитель не ходит по инстанциям, а в одном месте решает все проблемы с документами.

Н. Мальцев:

— В СМИ прошла информация о том, что с генпланом можно познакомиться в сети Интернет. Но на деле, с этим возникают сложности. Будет ли доступен генеральный план Рязани ее жителям?

В. Макаров:

— Это необходимо сделать по Градостроительному кодексу. Основные положения генплана должны размещаться в Интернете на сайте администрации города Рязани. Проблема, наверное, в консерватизме. Объем информации есть, но недостаточный. Он должен быть больше.

Н. Мальцев:

— Какие значимые для города и области проекты будут реализованы в ближайшем будущем?

С. Виноградов:

— Очень важно, на мой взгляд, что наконец-то выделены средства на расчистку рек Трубеж, Павловка, Плетенка, Вожжа, Теньтевка и др. Мы участвуем в разработке этих проектов. При этом необходимо срочно реконструировать и достроить систему ливневой канализации. Так мы сможем уберечь водоемы от повторного загрязнения.

В. Макаров:

— Рязань будет развиваться по определенным направлениям. Назову некоторые из них – система транспортных развязок, экология, туризм. Скажу и об области. Необходимо развивать районные центры, строить дома, дороги, чтобы население не переезжало, например, из Скопина в Рязань.

В. Соловьев:

— В подтверждение того, что инвестиции приходят в туризм могу сказать, что мы сейчас разрабатываем проект гостиницы на ул.Почтовой. Это частный заказ.

Н. Мальцев:

— Скажите, какой вы видите Рязань будущего, скажем в 2020 году?

В. Макаров:

— Хотелось бы чтобы Рязань была привлекательной и интересной. Надеюсь увидеть наш город грамотно развивающимся.

В. Соловьев:

— Большую роль играют инвестиции. Они решают очень многое.

С. Виноградов:

— Хочется, чтобы друзья, которые приезжают в Рязань из других городов, говорили: «Как у вас красиво, как здорово!»

 «Комсомольская правда», 5-12 июля 2007 года